Форум » О танце » Почитаем - Обсудим » Ответить

Почитаем - Обсудим

Катеринка: ХОЧУ УЗНАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ НА МНОГИЕ СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ В СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ ТЖ И НАС. ПОЭТОМУ БУДУ ПЕРИОДИЧЕСКИ ВЫКЛАДЫВАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ, МЫСЛИ И ТАК ДАЛЕЕ. ПРИЗЫВАЮ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ Все что ниже ЦИТАТА: Когда меня пригласили, ехать в Будапешт по такому холоду не хотелось, но разве ж можно пропустить Хоссама? Извернулась, быстро сделала визу, полетела.Вернулась, полная впечатлений. В первый день я успела с самолета только забросить вещи в гостиницу и сразу пришлось лететь на концерт. Красивый movie-palace в Будапеште! Внутри- все в марокканском стиле.Море людей. Хоссам популярен, его знают, его пришли послушать не только музыканты и танцоры. Первое отделение было отдано танцорам Будапешта. Главное условие - все постановки на музыку Рамзи. Уровень танцующих - повыше украинского, но пониже московского:). Где-то между:). Были очень интересные решения, особенно в групповых постановках. Запомнилась одна группа с удивительно оригинальной идеей, настоящий маленький театр. Они заняли 2-е место на летнем Найлгрупп. Хочется отметить, что у всех танцовщиц были реально хорошего качества, египетские костюмы. Это было видно, да и с девочками я говорила по этому поводу. Там не принято жалеть денег на внешний вид. Второе отделение целиком работали только 2 человека - сам Хоссам Рамзи и его жена,Серена. Серена у нас в стране практически неизвестна, но это не означает, что ее не знают во всем мире.Еще как знают!!! Она бразильянка, очень харизматична. Танцует приятно, мягко, с большим достоинством. Тряски - ошеломляющая техника! Это египетский стиль, но не а-ля Дина:) или Ранда Камаль, а особенный, ее. Мне понравилось, как создана хореография на мои любимые мелодии Хоссама.особенно,балади на EL HOB KOLO - в зале плакали. Я тоже. В конце на сцену выбежал их 5-й сын Амир и вместе с папой Хоссамом они сыграли на таблах в 4 руки. Мама, Серена, танцевала под живую музыку:). Трогательно! РАМЗИ - большой Мастер.Я всегда любила его музыку, но не знала КАКОЙ он УЧИТЕЛЬ.Это потрясающе, я вам скажу. Мы работали с 10 утра (без опозданий!) до 7 вечера. Потом, те, кто хотели, оставались еще на целый час вопросов-ответов.И так 3 дня. На МК было 60 человек. Правда, из иностранок, была только я одна:). МК был на английском с переводом на венгерский. Но на час вопросов-ответов оставалось обычно человек 12. На фото - так и есть. [url=http://i010.radikal.ru/0802/6b/b8c3e2ee96b8.jpg]http://i010.radikal.ru/0802/6b/b8c3e2ee96b8.jpg[/a] Хоссам "припечатал" нас в первый же день. После большого и подробного экскурса в историю ритмов он попросил всех встать, включил музыку (причем, не очень сложную) и предложил всем без исключения подвигаться. Пока народ старательно"двигался", он наблюдал очень внимательно. Потом снял очки, протер, снова одел их , выключил музыку и тихо сказал : "Вы, наверное, думаете, что Я-ДУРАК?" все так и присели...а уж как старались... Почему, мистер Хоссам??? "Очевидно, каждый раз, когда вы ТАК танцуете, вы полагаете, что тот, кто на вас смотрит - круглый дурак..." Почему, мистер Хоссам?????? "Да потому что -ТО, ЧТО СЛЫШАТ МОИ УШИ, никак не совпадает с тем, ЧТО ВИДЯТ МОИ ГЛАЗА. Вы не портретируете, не рисуете музыку. А это главный принцип восточного танца - СДЕЛАТЬ ЗВУЧАЩУЮ МУЗЫКУ _ВИДИМОЙ! Да, я вижу, что вы учились технике, я вижу, что вы умеете делать сексуальные движения, я замечаю, что хотите подать себя в наиболее выгодном свете и очень чувствую, как вы ХОТИТЕ ПОНРАВИТЬСЯ зрителю. А это - главное качество КЛОУНА. Не об этом вы должны думать, когда танцуете, не ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ВНУТРИ. Есть целая наука, рожденная на Востоке - имя ей - визуализация музыки." И вот тут началась работа. Хоссам очень строг.Он резок, он не стесняется в выражениях.Но ОН ПРАВ. ТЫСЯЧУ, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД РАЗ ПРАВ. Безграмотный танцор далеко не пойдет. Танцевать только на интуиции - можно, но глупо, когда есть целая наука о правильном слушании музыки и верном движении. Египтянки - часто безобразны, они толсты, неаккуратны, безвкусны в одежде, - сказал Хосам, - Но у них есть ОДНО, несомненное достоинство - они РИСУЮТ звучащую музыку.Они делают ее видимой для ВАШИХ ГЛАЗ. Вы- красивы, сексуальны, аккуратны, вы следите за собой, изучаете много сложных движений - но вы только стараетесь понравиться зрителю. А ведь неплохо было бы и послушать, ПОД КАКИЕ ЗВУКИ вы двигаетесь. Именно по этой причине - БАЛАДИ очень просто объяснить, но очень сложно станцевать, - добавил Рамзи. Мы сделали очень много. Я исписала целую тетрадь в 90 листов - теория и история!!! Я поняла, что если толково объяснено и ЕСЛИ ПОСТАНОВКА СДЕЛАНА ПО ПРИНЦИПУ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МУЗЫКИ - снимать видео не нужно, записывать тоже! Мы выучили не одну постановку, никто не записывал - на изучение 1 постановки уходило ровно 15 минут, потом, когда звучала музыка - все вспоминали сразу ЧТО надо танцевать. Тем было несколько: сама теория восточной музыки, правила хорошей постановки, основы верного движения. Семьи восточных ритмов - все просто оказывается, если систематизировать! Балади как явление и факт культуры. Фламенко арабе -арабское влияние на культуру фламенко. Принципы создания фьюжн-постановок. Табла соло. Культура гавази и мир цыган. Мы задавали Хоссаму самые разные вопросы. Он всегда был честен. Его статус и положение позволяют не кривить душой, а говорить открыто. Это вызывает уважение. Интересен был самый последний вопрос : мистер Хоссам, а как вы относитесь к конкурсам? "А вы не понимаете, что это - чисто американская идея? До сих пор еще не понимаете? Мисс Алабама! Мисс Иллинойс! Мисс Беллиданс штата Массачусетс! Мисс Мира! Вы идете за ярлыком. Если вы занимаетесь искусством - конкурсы бессмысленны. А давайте я вас спрошу : КТО ЛУЧШЕ - МОЦАРТ ИЛИ ШОПЕН?? ЧЕХОВ ИЛИ ГЕНРИХ ИБСЕН? БЕРТОЛУЧЧИ ИЛИ БЕРГМАН?? МОДИЛЬЯНИ ИЛИ ШАГАЛ??РЕДА ИЛИ МОИСЕЕВ?? Что молчите? Правильно, это 2 РАЗНЫХ МИРА!!! Глупо выбирать между ними лучшего. Я могу сказать, кто нравится лично мне, но это НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН - ЛУЧШИЙ. Конкурсы - это машина для привлечения денег и поле столкновения интересов организаторов и тех, кого они наметили в свои противники. Остальные люди - не при чем. Никто не может вам запретить соревноваться. Идите!Но всегда помните - конкурсы НЕ ИМЕЮТ К ИСКУССТВУ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ". Я назвала его про себя "Эйнштейн беллиданса". Это первый человек в моей жизни, реально подаривший ТАКОЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ и КЛЮЧ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ. Нам не хотелось расставаться. Никто не хотел отпускать мистера Хоссама, строгого, большого человека. Потому что его можно слушать бесконечно. Я не люблю Европу, это безжизненное место. Но если в следующий раз МК Хоссама Рамзи будет где-нибудь в Праге или Лондоне - я обязательно поеду вновь.

Ответов - 115, стр: 1 2 3 4 All

Инга: Поэтому и говорю, что когда новичок приходит в школу, мне кажется, интересно у него узнать с какой целью он решил заняться этими танцами? У каждого свои ценности в танце! Если он заявляет, что хочет стать "МегаСуперПуперАрабичной Звездой БД" , то соответственно, объяснить ему, что это значит. Чтоб не было потом так - учитель вкладывает в ученика все свои силы, а толк никакой, результата не видишь! Когда учитель знает, что девушка пришла научиться просто проделывать какие-то движения из востока - учитель прикидывает степень вложений в ученика, уровень углубленности дачи информации и знаний, не надеясь на то, что она будет представлять лицо школы в будущем, тогда претензий и недовольства не будять... Но, все-таки, когда просто находишь "родственную душу" с таким же настроем и отношением к общему делу, согласись, это всегда приятно! Понимаешь, что ты не один в поле воин, есть с кем пообщаться на более углубленные темы из жизни этого искусства. К сожалению, я тоже пока набегами учу, когда удается увидеться с Айманом. Надеюсь в моей жизни появится больше моментов, чтобы уделить этому больше времени и внимания, чем сейчас. Я приложу к этому усилия!

Milka: Инга пишет: узнать с какой целью он решил заняться этими танцами? Чтоб не было так - учитель вкладывает в ученика все свои силы, а толк никакой! Когда учитель знает, что девушка пришла научиться просто проделывать какие-то движения из востока - учитель прикидывает степень вложений в ученика, уровень углубленности дачи информации и знаний, не надеясь на то, что она будет представлять лицо школы в будущем... Да и когда просто находишь "родственную душу" с таким же настроем, согласись, это всегда приятно! Так по-моему речь здесь как раз о другом - Алина, как я понимаю, очень явно говорит о том, что мы ВСЕ вот отчаянно "углубляемся в информацию и знания", "надеемся на что-то", "родственных душ ищем", а на самом-то деле полные дурочки, нолики и тп, Фигней занимаемся. Возмущает, однако, такая нетактичность. (Правда глаза колит, кто-то может скажет и так ) Делаю что хочу. А взывать к Совести и Глубокомыслию в таком тоне - толку нет.

Алина Рахимкулова: Milka пишет: Так по-моему речь здесь как раз о другом - Алина, как я понимаю, очень явно говорит о том, что мы ВСЕ вот отчаянно "углубляемся в информацию и знания", "надеемся на что-то", "родственных душ ищем", а на самом-то деле полные дурочки, нолики и тп, Фигней занимаемся. Возмущает, однако, такая нетактичность. (Правда глаза колит, кто-то может скажет и так ) Делаю что хочу. А взывать к Совести и Глубокомыслию в таком тоне - толку нет. Злость, обиды, неправильная трактовка действительности, недовольство собой - признаки стадии поверхностного отношения ко всему, перевеса своего ЭГО. Когда человек очень зациклен на том, что о нем думают другие, болезненно реагирует на любую критику в т.ч. Это состояние неконтролируемое, поскольку в нем много неадекватных эмоций Как лечить: расслабиться и быть счастливым! НЕ парься короче Яна!


Инга: Милк, у вас с Алиной разные уровни восприятия и отношения к танцу! Алина душой болеет за это искусство потому, что относится к этому, как к Искусству! Не надо воспринимать это все на свой счет. Она говорит про тех, с кем непосредственно приходилось сталкиваться.

Milka: Алина Рахимкулова пишет: и никто Не интересуется. НИКТО из беллидансеров У всех мозги так прокомпостированы внешним лоском и навязанными стереотипами России, что это практически клиника... всем КАЖЕТСЯ что они такие восточники, а как копнешь, сверху сковырнешь корочку - то внутри - то ничего и нет, оказывается... Я как-то воспринимаю слово ВСЕ и на свой адрес. Алина, разве обращение не ко ВСЕМ? Меня такой тон Задевает, поэтому я отвечаю, пишу про себя, потому что не берусь за других говорить.

West: Алина Рахимкулова пишет: цитата: Злость, обиды, неправильная трактовка действительности, недовольство собой - признаки стадии поверхностного отношения ко всему, перевеса своего ЭГО. Желание каждому поставить диагноз, безапелляционное рассуждение на любую тему и критика любых мнений, не совпадающих с собственным - признак жизненной позиции под названием "в каждой бочке затычка".

Ласточка: Инга пишет: когда новичок приходит в школу, мне кажется, интересно у него узнать с какой целью он решил заняться этими танцами? У каждого свои ценности в танце! Если он заявляет, что хочет стать "МегаСуперПуперАрабичной Звездой БД" , то соответственно, объяснить ему, что это значит. Чтоб не было потом так - учитель вкладывает в ученика все свои силы, а толк никакой, результата не видишь! Когда учитель знает, что девушка пришла научиться просто проделывать какие-то движения из востока - учитель прикидывает степень вложений в ученика, уровень углубленности дачи информации и знаний, не надеясь на то, что она будет представлять лицо школы в будущем, тогда претензий и недовольства не будять... Не совсем согласна. Представим двух девушек: одна скромно сказала, что хочет выучить движения, т.к. много видела выступлений, сама пробовала танцевать, но хотела бы позаниматься у профессионала; другая горячо уверяет вас, что давно полюбила Восток, его культуру, традиции, хочет всё это изучать, понять не поверхностно, а углубленно и т.д. и т.п. Как вы можете быть уверены в том, что первая девушка не станет вам "родственной душой, а вторая обязательно ею будет? Как можно распределять учеников заранее, прикидывать степень вложения в них?

Инга: Ласточка, если начнешь преподавать, научишься людей видеть в перспективе! Препод на то он и препод, что видит насколько старается ученик и насколько он перспективен. Работа с людьми заставляет познавать такую науку, как психология, а когда и шестое чувство, поэтому препод - наполовину психолог. У него чутье не только в танце, но и в познании психологии танцовщиц. Конечно, и преподы всякие бывают. И среди преподов есть, которые не заморачиваются тонкостями этого дела. Здесь уж ничего не поделаешь - каждый сам выбирает свою планку.

Алина Рахимкулова: Инга пишет: Ласточка, если начнешь преподавать, научишься людей видеть в перспективе! Препод на то он и препод, что видит насколько старается ученик и насколько он перспективен. Работа с людьми заставляет познавать такую науку, как психология, а когда и шестое чувство, поэтому препод - наполовину психолог. У него чутье не только в танце, но и в познании психологии танцовщиц. Конечно, и преподы всякие бывают. И среди преподов есть, которые не заморачиваются тонкостями этого дела. Здесь уж ничего не поделаешь - каждый сам выбирает свою планку. Инга ну ты у нас просто кладезь мудрости

Алина Рахимкулова: Milka пишет: Алина Рахимкулова А что, кто-то кричит на всех углах, что является Звездой Востока, Истинной Душой Ракс Шарки, ГиперАрабичной танцовщией что ли? Все позиционируют себя так? Вот если я заявлю - Я СуперМегаАфигеннаяиАрабичная - милости прошу, расстреливайте критикой и не только. Если нет - человек имеет право заниматься тем, чем хочет, чем может, к чему душа лежит. А уж что это - красота, раскрытие, или так часто упоминающееся вышивание - его Личное дело. Искать себя, самовыражаться - Каждый выбирает сам и без непрошенных советов и упреков. Ох, Милка... Не позиционируют, а ДУМАЮТ. Самолюбования у нас хоть отбавляй... Человек, который танцует чужие постановки, еще очень далек от САМОВЫРАЖЕНИЯ,,, конечно, лично мне хотелось бы, чтобы интерес у людей был глубокий, чтобы побольше беллидансеров учили язык, интересовались КУЛЬТУРОЙ. Понимаешь если ты ЛЮБИШЬ это искусство, то ты стараешься себя туда ВМЕСТИТЬ, раскрыть свое внутреннее. а когда ты любишь СЕБЯ а не танец, то ты интересуешься более поверхностными вещами - стразами, ресницами накладными, конкурсами... я понимаю, что глубокий интерес никогда не будет всем дан в принципе. 99% процентов в танце ищут сладкие верхушки, шоу, развлечение... Иначе бы все уже давно сидели учили язык,поскольку НЕВОЗМОЖНО танцевать арабские песни если ты не ЧУВСТВУЕШЬ смысл песни,слова. а если взять по модулю - то то что вы занимаетесь танцами это прекрасно! каждый человек В МЕРУ СВОЕЙ ОСОЗНАННОСТИ получает от танца позитивные эмоции.Это уже хорошо! Ведь танец - это РАДОСТЬ! И научиться ее чувствовать всегда и жить в ней - вот счастье танцора. И то что ты обижаешься на какие-то мои слова, говорит о том, что ты пока свою радость не нашла! Когда найдешь, тебе будет ВСЕ РАВНО что говорят другие поверь! Так что желаю удачи в поиске себя! Ведь когда погружаешься в эту РАДОСТЬ, все остальное становится НЕВАЖНО!..

Инга: Алина Рахимкулова пишет: ...НЕВОЗМОЖНО танцевать арабские песни если ты не ЧУВСТВУЕШЬ смысл песни,слова. Вспомнила очень хорошие строки из книги "Диагностика кармы" С.Н.Лазарева (писатель-философ, диагност кармических структур, целитель) сказал такие слова, которые очень хорошо отражают то, о чем в этой теме говориться: "...известно выражение "жест-это движение души" справедливо только частично. Душа человека выражается и во взгляде. Но наиболее полно она выражается в речи. В последние десятилетия замечен любопытный феномен. Нынешняя материалистическая цивилизация нацелена на материальные и духовные блага, и речевая культура идет в том же направлении. То, что не развивается, умирает. Понятие души, как и понятие нравственности, все меньше нужны западному обществу. И это тут же становится заметно по разговорной речи и литературному языку". Т.е. ничего, как речь не передает наиболее точную картину состояния души, потому что именно речью мы передаем чувства. Это говорит человек, который не имеет к танцам ничего общего. Вот тут вспоминаешь слова Дины с усмешкой про конкуренцию и копирование ее стиля: "Пусть попробуют скопировать меня, пусть попробуют танцевать как я". Тогда меня обескуражило ее самоуверенность, задело гордыню за других известных танцовщиц! Но сейчас смотрю на нее и понимаю, что, действительно, передать так чувства в танце невозможно, как она. Начинаешь понимать роль речи, понимания того, что передается через язык, в полной мере. Чувства не придут, если не понимаешь, какие чувства передаются в песне. Чтобы понять про эти чувства, нужно как минимум понять о чем вообще поется в песне. Знания языка, смысла и тонкое чувствование рождает истинно чувственный красивый танец.

Кошка: Снова веселуха ! Какой внешний лоск и конкурсы ?! Большинство из тех кто приходит на занятия беллиданс - приходят похудеть и привести себя в форму, получить заряд хорошего настроения! О конкурсах думают единицы И если уж девушка задумалась о выступлении на сцене, слава богу, что уже не монетки одевает . Дайте время, задумаемся и о другом - всему свое время. Прогресс идет постепенно - невозможно сразу перепрыгнуть несколько ступеней.... А учитывая, что для большинства танец - это все же увлечение, а не основная работа.... А по поводу преподавания: странные однако, Инга, взгляды - разделяй всех и вкладывай по разному... Гоголю когда-то такие вот преподаватели двойку по русскому языку ставили , а вышло вон как - Великий Русский писатель

Алина Рахимкулова: Кошка пишет: Большинство из тех кто приходит на занятия беллиданс - приходят похудеть и привести себя в форму, получить заряд хорошего настроения! ой ну этот уровень я даже в расчет не брала, речь шла о тех, кто заинтересовался востоком надолго Кошка пишет: Дайте время, задумаемся и о другом - всему свое время. Прогресс идет постепенно - невозможно сразу перепрыгнуть несколько ступеней... а вот это очень мудрый подход к делу! Кошка пишет: А по поводу преподавания: странные однако, Инга, взгляды - разделяй всех и вкладывай по разному.. Думаю, имеется в виду, что ученики ведь все имеют РАЗНЫЙ уровень. И если ученик на более высоком уровне,то ему учитель открывает более ТОНКИЕ нюансы, глубину,СУТЬ. разумеется для мастера ТАКОЙ ученик - любимый и самый нужный. Это более высокий уровень знания. А если ученик не готов, то ему дается только та часть информации,которую он готов ВОСПРИНЯТЬ на своей ступени.Перегружать нет смысла, если человек НЕ ГОТОВ. Правильно,расти надо постепенно.Нельзя зеленый росточек вытянуть из земли.Он должен сам вырасти,окрепнуть,расцвести.нужно время. Но мудрость учителя заключается в том, чтобы в процессе обучения ВНИМАТЕЛЬНО относиться к каждому.Несмотря на свое разное внутреннее отношение. Это не только танцев касается а любого вида обучения.Йоги например или любого другого искусства.

Инга: Кошк, ответ см.выше!

Ласточка: Алина Рахимкулова пишет: Думаю, имеется в виду, что ученики ведь все имеют РАЗНЫЙ уровень. И если ученик на более высоком уровне,то ему учитель открывает более ТОНКИЕ нюансы, глубину,СУТЬ. разумеется для мастера ТАКОЙ ученик - любимый и самый нужный. Это более высокий уровень знания. А если ученик не готов, то ему дается только та часть информации,которую он готов ВОСПРИНЯТЬ на своей ступени.Перегружать нет смысла, если человек НЕ ГОТОВ. Правильно,расти надо постепенно.Нельзя зеленый росточек вытянуть из земли.Он должен сам вырасти,окрепнуть,расцвести.нужно время. Но мудрость учителя заключается в том, чтобы в процессе обучения ВНИМАТЕЛЬНО относиться к каждому.Несмотря на свое разное внутреннее отношение. Правильно, всегда делишь учеников (для этого и существуют группы разного уровня) и вкладываешь в человека по его возможностям. Конечно, ты не можешь пока надеется на новичка, который и базовых движений не знает, но ВЕРИТЬ надо в КАЖДОГО!!! Тогда будет и рост, и перспективных больше!

Катеринка: Очень интересная статья Марокко!!! Интервью с Марокко Мне выпало счастье выступать, читать лекции, учить и публиковать статьи во многих местах, о чем я даже мечтать не могла сорок лет назад, когда только начала работать танцовщицей-восточницей. С тех пор моя деятельность включала несколько двуязычных лекций/выступлений в Марракеше, Марокко по особому приглашению директора Дар Америка (там же и еще в Касабланке я проводила несколько семинаров по Ракс Шарки); лекции/выступления в невероятно почитаемом и уважаемом Женском клубе Каира (они просили меня еще остаться и преподавать - я отказалась); презентация разных версий моей работы "Танец как общность среди отдельных берберских наций в Марокко" (…); и, наконец, в течение последних четырнадцати лет мириады семинаров, концертов и шоу в Германии (нахваталась достаточно немецкого, чтобы преподавать, объяснять и шутить!), Австрии, Англии, Канаде, Швеции, Израили, Швейцарии, Израиле, Норвегии, Италии, Австралии, Бразилии и Финляндии. Это, исключая серии лекций в школах и музеях и лекций/выступлений/ встреч и семинаров/концертов по всем Штатам на протяжении более тридцати пяти лет. В этом июне я во второй раз буду в Каире по приглашению Ракии Хассан с лекцией на ее недельном семинаре, полном великих египетских имен и личностей, и буду единственной иностранкой, читающей лекцию!! Я не хвастаюсь (ну, может, только чуть-чуть…) - Я в восторге, потому что я потратила свои сорок два с лишним года в постоянном исследовании и наблюдении за различными этническими сообществами, из которых происходит наш танец, и здесь, и за границей не для того, чтобы сохранить все мои знания в секрете. Я занималась исследованием, чтобы узнать все о Восточном танце (Ракс Шарки) и других народных танцах из тех же мест, чтобы поделиться знаниями и не дать исчезнуть этому прекрасному искусству в результате "модернизации" или "фундаментализма". Я выступаю за правду и против вымысла, потому что правда всегда лучше: куда интереснее вымысла. Я занимаюсь всем этим, чтобы поделиться чистой радостью от прекрасного танца, который, если он правильно исполняется, полезнее для нас, чем йога и йогурт вместе взятые, а зрителя он и поднимает и удовлетворяет. Замечательная музыка, волнующие ритмы, потрясающие костюмы, аплодисменты и удовлетворение собственного "я" тоже никому не вредят. Когда ты доступен и пишешь, слова вылетают, и люди обращаются к тебе (часто в самое странное время!) с вопросами и ждут честных ответов от кого-то, кто "был там" и хочет объяснить что-либо и поделиться знаниями. Часто одни и те же вопросы задаются самыми разными людьми, и я все время даю одни и те же ответы. Если бы хотя бы половину своего времени я тратила на то, чтобы писать, мой труд уже давным-давно был бы опубликован. Но не волнуйтесь, он еще выйдет, и к тому времени я буду знать еще больше. Пока же, можно отвечать по кусочкам, по паре вопросов за раз. Готовы? Хорошо. Вопрос: Есть ли разница между египетским, турецким, персидским, арабским, греческим, ливанским и марокканским Восточным танцем? Как эту разницу распознать? Есть ли американский стиль? И вообще, существенна ли эта разница? Ответ: Да "стиль" некоторым образом существенен: 1) Он может указать зрителю на происхождение исполнительницы (или ее учителей, окружения и личных пристрастий) и 2) исполнение "типичных" элементов может помочь танцовщице установить контакт с этнической аудиторией, делая танец более знакомым, уютным и радостным для зрителей. Разница? 1. Египетский "стиль": я езжу туда с 1964 года и видела множество "стилей". У каждой "звезды" свой стиль/индивидуальность. Нэгуа Фуад танцевала иначе, чем Сохер Заки, та, иначе, чем Нахед Сабри, иначе чем Самия Гамаль, чем Тахия Кариока, Зейнет Алуи, Хода Шамс эль Дин, Надия Хамди, Шушу Амин, Надия Фуад, Мона Саид, Фифи Абду, Хана, Эман Уагди, Аза Шариф и т.д. Нани - не Дина, а та - не Люси и не Айда Нур. Не думайте, что всякая египетская танцовщица танцует на уровне вышеперечисленных. Слава Богу, была только одна Сахар Хамди. Она относится к классу (или ячейке) из одной себя, если вы понимаете о чем я. По счастью, самые богатые фундаменталисты заплатили ей, чтобы она "ушла на пенсию" и публично "прикрыться" на популярном фундаменталистском телевизионном шоу в Каире несколько лет назад. Почему же было так много танцовщиц, если подобная карьера пользовалась дурной репутацией? Потому что для египетской экономики их заработки были очень хорошими. Они начала существенно снижаться во время и после войны в Персидском заливе, и сейчас, в январе 2000г. я бы сказала, что в Каире не осталось НИ ОДНОЙ настоящей сцены для танца. Это меня ужасно огорчает и разбивает мне сердце. Большинство известных нам звезд начали уходить со сцены в середине 93 года. Чудовищная потеря для танца! Как охарактеризовать то, что мы считаем египетским "стилем"? Расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами, и тем не менее не бешеный ритм. По большей части быстрая, иногда очень затейливая/ оркестрованная/ расцвеченная музыка, особенно вступления. Звезды обычно держали собственные большие оркестры, включавшие несколько барабанщиков: удивительная музыка, а музыканты репетировали до тех пор, пока не добивались того, что хочет танцовщица. Много Максума и барабанов. Короткий, медленный таксим, если он вообще бывает. Четкая постановка рук и акценты, движения и проходки, очень много взаимодействия с публикой. Те, кто УМЕЕТ, использует сагаты (цимбалы). Тем, кто не умеет, хватает ума нанимать кого-нибудь, кто за них простучит. Полноценное шоу состоит их Восточного танца и одного или более "табло": фольклор или сатира или еще что-либо, что дает возможность несколько раз поменять костюм. Некоторые исполнительницы добавляют не восточные, порой даже неуместные движения (или костюмы), чтобы отличаться или просто потому, что им это нравится. Пара молодых танцовщиц (особенно Дина) надевали на сцену меньше материи, чем мы надеваем на пляж. Крашеных блондинок можно было опознать сразу же. Из-за всего этого танец/танцовщица выглядели странно, и зрителям было неловко. Я вспоминаю случай в 90м или 91ом году, в ночном клубе гостиницы Нил Хилтон, где я была с группой в одном из моих чудесных путешествий. Дина "танцевала" в платье, таком коротком и узком, что она все время занималась тем, что одергивала его на бедрах. Группа очень смущенных мужчин и женщин из Кувейта отчаянно объясняла нам: "Пожалуйста, поймите: мы НЕ одеваемся так для Ракс Шарки, то, как она одета и то, что она делает - это НЕ Ракс Шарки. Ракс Шарки - это один из самых красивых классических танцев в наших странах. Это - не он. Пожалуйста, не подумайте, что мы такие." Мы успокоили их, сказали, что мы действительно знаем в чем дело, и отлично понимаем, что это ее собственный выбор костюма. Я сказала, что наверняка, на это скоро отреагируют фундаменталисты. Так и случилось. Полиция искусств стала невероятно жестко следить за костюмами - танцовщицы, у которых не было связей в высоких политических кругах, (у Дины есть, но даже она существенно изменилась, хотя многие из ее костюмов все еще оставляют желать лучшего) иногда даже надевали велосипедки под юбки. По счастью, это продлилось недолго. Ура! Одну американскую танцовщицу, выступавшую в Каире, арестовали за то, что разрезы на ее юбке были слишком высокими, и иногда проглядывало бедро!!! Поверьте мне, никому НЕ хочется быть женщиной, да еще и танцовщицей, да еще и арестованной полицией! Понятно, что она больше не танцует. В тот момент, как вы это читаете, египетский профессор обратился в Верховный суд, чтобы тот запретил Восточный танец на том основании, что по закону шариата женщина может демонстрировать тело только мужу. Образованные египтяне старшего поколения, которые помнят времена короля Фаруха, называют танец Ракс Туркос или просто Туркос (турецкий) наравне с Ракс Шарки! Когда Фаруха, последнего оттоманского правителя, свергли, в Каире перестали танцевать под карсиламу, за исключением одного номера в труппе Негуы в 79 году. Почему сегодня так популярен современный "египетский стиль"? Очень просто, благодаря длительной гражданской войне в Ливане, которая закончилась совсем недавно, на протяжении 20 лет Каир был единственным местом на востоке, где было много ночных клубов, в которых постоянно выступали танцовщицы от приличных до великих. Множество американских, немецких, шведских и пр. танцовщиц совершили паломничество в Каир или видели массу египетских видеокассет. В каком-то смысле это хорошо. В каком-то - нет. 2. Ливанский Более волнообразный, изящные руки, прямое положение корпуса, более резкая работа бедрами, часто больше медленной музыки, чем в современном Каире. Больше энергии, меньше кокетства. Более склонны носить высокие каблуки, нежели египтянки. (То же - в Иордании и Сирии). Местные танцовщицы изображают застенчивое отношение, вроде "Я совсем не понимаю, как мое тело это выделывает". Но совсем не та степень застенчивости, какая бывает в некоторых народных женских танцах Армении. Надия Гамаль была не типична для "ливанского" стиля: ее танец был полностью поставлен, включая выражение лица, и она иногда использовала некоторые современные и не восточные движения. Она в самом деле была уникальной, уважаемой и талантливой артисткой. Ужасно обидно, что она умерла такой молодой. "Новый" ливанский стиль, с конца гражданской войны, более экспериментальный. Это касается и костюмов, и музыки и самого танца. Все на очень высоких каблуках или на платформах, что портит очень много движений, поскольку каблуки меняют центр тяжести. Они танцуют подо все, начиная с рок-музыки и заканчивая Пятой симфонией Бетховена. Очень многое из этого забавно, что-то отвратительно, но по крайней мере, они стараются. Надеюсь, в следующие несколько лет, мы увидим, как Бейрут произведет нескольких действительно замечательных исполнительниц, в том случае, если чертовы фундаменталисты и закрутят гайки и на этой "сцене"! 3.Турецкий К сожалению, кроме Несрин Топкапи и Тулай Карака все, что мы видим на видео из Турции, начиная с 80х годов - ужасно, и не "турецкое". Слишком много видеотанцовщиц кажутся скучающими крошками или неуклюжими танцовщицами гоу-гоу: раздетые до безобразия, они вовсе не те жизнерадостные, энергичные, земные женщины всех возрастов и размеров, каких я помню со времен Сулу Куле и других мест в конце шестидесятых, в семидесятые. Современные танцовщицы в Стамбуле намного лучше, а их костюмы еще в сто раз лучше. Хуже всего, что большинство танцовщиц и этнологов, которые не были там в 60е и 70е, имеют крайне неверное представление о турецком Ориянталь Танси по этим видеозаписям. Настоящий турецкий стиль очень живой, яркий и жизнерадостный. Больше "партера", чем у остальных. Египетский максум не используется, зато используется тяжелый чифтетелли и иногда быстрый карсилама, обычный или в варианте Сулу Куле. Турецкие танцовщицы не меняют костюмы так, как египтянки, также они не разнообразят номера. Для этого в Турции есть настоящие ансамбли народных танцев, поскольку Турция ОЧЕНЬ гордится своим богатым наследием в области традиционного народного танца, им обучают в колледжах и даже устраиваются ежегодные конкурсы, в которых участвуют все школы Турции. 4.Персидский Не совсем: на самом деле здесь его называют "Ракс-э-Араби" или "арабский танец". Настоящие персидские/иранские танцы могут иметь движения бедрами и грудной клеткой, но большинство принципиально отличаются от движений Восточного танца. Однако для персидской/иранской аудитории, вы можете использовать изящный, скользящий танец на 6/8, исполнять скоординированные движения головой и руками, особенно движения головой (они это обожают!) В иранском сообществе, движения Восточного танца чаще используются в сценическом танце и некоторых народных танцах, и редко составляют отдельную дисциплину. В любом случае, они танцуют невероятно женственно и деликатно. "Наз" или "шарм" - это главное, и ни в коем случае не вызывающе сексуально… Сокровищница классических и народных/региональных стилей персидского танца неисчерпаема. Сегодня эти танцы исполняются тайно или в эмигрантской среде. Аятолла и его сообщники не очень-то заботились о развлечениях, особенно исполняемых женщинами и для женщин. Похоже, ситуация немного меняется, но путь еще ОЧЕНЬ долог. 5.Арабский, как в Саудовской Аравии Практически исключительно исполняется женщинами с женщинами и для женщин в домах. Смесь Восточных движений и некоторых очаровательных движений волосами, заимствованных их Халиджи/аль Нашаат. В Саудовской Аравии нет ночных клубов и профессиональных танцовщиц. Все это совершенно против их версии законов шариата Некоторые египетские танцовщицы, для туристов с Персидского залива надевают тоб аль нашаат поверх своей бедлы к концу выступления и танцуют немного саудовского танца, потом снимают ее и продолжают обычный Шарки. Некоторые выступают с подобным танцем вторым или третьим номером. 6.Марокканский Их танец - это смесь некоторых египетских и ливанских стилей, которые они подхватили от гастролеров и с видеокассет. Шихатт - это Шихатт. Это - не Восточный танец. Настоящий Шихатт в бедле будет смотреться очень вызывающе. Городской Шихатт в основе имеет несколько движений восточного танца, заимствованных из египетских и ливанских фильмов. То, что предлагают туристам в Марокко под видом Восточного танца, как правило очень средне или плохо. Почему? Это не только не уважаемая профессия для женщины в мусульманской стране. Она еще и плохо оплачивается. Вот поэтому. 7. Греческий Настоящего "Греческого" стиля вообще не существует. ОНИ сами называют танец Анатолитико Хоро: анатолийский (турецкий) танец. Именно от турков греки и получили танец, вместе с 500ами годами угнетения: диктатурой Оттоманской империи. Музыкально, в основном, быстрый или очень медленный чифтетелли, греки произносят его Цифте телли, а также некоторые хорошо аранжированные турецкие или греческие мелодии, с более стабильным, перекатывающимся ритмом и почти без синкоп, много румбы/болеро, хорошая карсилама, и, если в оркестре есть хороший кларнетист, может быть медленный таксим. При случае, особенно после Ангелопулоса, некоторые греческие музыканты могут сыграть несколько мелодий Ом Колсума или еще каких-нибудь популярных египетских и ливанских песен. Максум - большая редкость. Если вы достаточно владеете Восточным танцем, отдайтесь на волю музыки (в противоположность жесткой хореографии), и у вас может получиться отличное шоу. Не волнуйтесь, хороший танец всегда будет хорошим танцем. 8. Американский стиль Вуаль - это в чистом виде наше изобретение, относящееся к тем временам, когда большинство "танцовщиц" не обладали достаточным репертуаром движений самого Восточного танца, чтобы исполнить танец на 20-40 минут. Кроме того, у американцев были голливудские фантазии на тему "танца семи покровов", благодаря которым размахивание куском шифона (синтетического или настоящего) стало обыденным. Я не издеваюсь. Я видела такие красивые танцы с вуалью, от которых я плакала. В Египте вуалью могут размахивать немного при выходе (мадженси), но ее довольно быстро отбрасывают в середине или в конце первой песни. До недавнего времени, особенно в Нью-Йорке и Бостоне, мы сохраняли более старый и "традиционный" стиль, из-за большого количества старых ливанских, турецких, армянских, египетских и "тяжелых" греческих музыкантов, а также из-за этнической публики, состоявшей из больших семей. Что же все это изменило? Старые музыканты, которые с гордостью объясняли и обучали техническим деталям музыки и деталям различных стилей новых танцовщиц, превращая их тем самым в "приемных" внучек, умерли один за другим. Тем из нас, кому посчастливилось познакомиться и поработать с ними, их очень не хватает. Большие семейства, наша лучшая и наиболее преданная публика, переехала в пригороды, поскольку замечательная эмигрантская городская среда нарушилась и растворилась. Таким образом была утеряна обширная "школа" настоящего этнического танца. Не могу сосчитать, сколько раз я отлавливала какую-нибудь бабушку в женской уборной и уговаривала ее показать то, что она только что вытворяла на танцполе с родственниками. Помните, в то время в Америке не было никаких школ и классов, так же, как нет никаких школ и классов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Танцу обучают (или не обучают) в семье, от женщины к женщине. Некоторые совсем недавно начали обучать или ставить танцы индивидуально или на семинарах в Каире, в ответ на иностранный спрос (американок, немок и т.д.). Ученики, которые отправлялись туда, чтобы найти учителя, приезжали сами не свои. К кому-то стоит ходить учиться, кто-то совсем не годен. Школы. Ах да, школы. Теперь у нас их масса, включая мою. В каком-то смысле, это здорово. Если педагог понимает анатомию и понимает, что на самом деле не каждая, танцующая на вечеринке у друзей или даже на сцене, выполняет движения правильно или имеет правильную постановку корпуса. Бог знает сколько обманутых курочек верило в мифы об опасности "лежачей" позиции или об односторонности движений. Один "авторитетный" педагог, когда ее ученики спросили, почему у них болит спина, ответила: "Это - цена, которую вам приходится платить за искусство танца". Преступно. Школы и классы имеют тенденцию производить танцующих клонов, если они не уделяют внимание индивидуальности; ученики могут повторять ошибки педагога и копировать ее ограниченную технику, особенно, когда педагог безответственно выдает свои познания в области танца за все, что собой этот танец представляет. Я видела, как таким образом погибали некоторые настоящие таланты. Некоторые педагоги, обладающие крайне ограниченным набором познаний в области Восточного танца, ЧРЕЗМЕРНО добавляли элементы модерна, балета или других неподходящих направлений, в поисках чего-либо нового и "разнообразного", чему можно научить и на чем можно заработать. Неважно, насколько их намерения искренни, нельзя учить тому, чего не знаешь. Все поездки в Каир и доступность египетских видеокассет привели к тому, что многие танцовщицы и поклонники Ракс Шарки считают, что современный египетский "стиль" - единственное мерило или стандарт. Неправильно. Он просто намного проще, чем старый стиль, и до недавних пор Каир был единственным оставшимся местом с массой клубов, где еще выступали относительно хорошие исполнительницы танца. К сожалению, "сцена" значительно ухудшилась, и находится на смертном одре. http://www.skarabeystars.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=1126

Ласточка: "Подобным же образом существует три типа танцоров: первые - те, кто считают танец разновидностью гимнастических упражнений, состоящих из безличных и грациозных арабесок; вторые - те, кто сосредоточивается и предает свое тело ритму желаемых эмоций, передавая заученные ощущения или переживания. И, наконец, есть те, кто обращает свое тело в блистающий поток, стихию, полностью подчиненную движениям души." Исидора Дункан

Амаль: Наталья Нестеренко: из интервью журналу "Ориенталь" (полное интервью должно выйти в весеннем номере) 4. Изучая что-то новое, каждый из нас обязательно сталкивается с какими-то трудностями. Что было самым тяжелым для вас? Быть может, освоить технику? Манеру подачи? Понять суть беллиданса? Или что-то еще? Наверное, ни об одном из этих пунктов я не могу сказать, что это было для меня чем-то тяжелым. Потому что осваивать все это мне безумно интересно, и я до сих пор продолжаю осваивать и технику, и манеру и пытаюсь понять суть беллиданса. Конечно, на первый взгляд легче всего освоить технику. Когда-то я показала видео одной из танцовщиц, у которой брала уроки нашему таблисту, марокканцу и он, ужаснувшись, сказал: «Неужели ты у нее училась, она же танцует так, как у нас тетки на базаре за 20 долларов», на что ответила ему: «Ты знаешь, можно научиться какой угодно технике, но научиться танцевать так, как тетки у вас на базаре за 20 долларов не возможно, а это и есть самое главное». Но здесь речь идет не совсем о манере, вернее не только о манере. Это нельзя разделять. То, как танцуют египтяне – их техника, их манера, их лексика - это все отражения образа их мышления, их психологии менталитета. Осваивая технику, вы учите тело двигаться нехарактерным для него образом, осваивая эти путанные непонятные перемещения, вы привыкаете к другой логике движения, к иной логике мышления, изучая тексты песен и пытаясь понять их смысл, вы привыкаете к иной логике чувствования, постепенно перестраивается что-то в вашем сознании и вырабатывается характерная манера. Все взаимосвязано. Манера очень важна, но ее не будет, вернее она не будет египетской, если не приучать свое тело двигаться по-египетски. А когда вы все это накопили – важно открыть свое сердце, просто раскрыться и быть собой и тогда это будет настоящее, естественное. Вот это труднее всего сделать, наверное – быть естественной в том, что делаешь. Можно заучить какие угодно жесты, улыбки, подмигивания и ужимки – но это будет неискренне и бессмысленно. Вы знаете, можно и не заморачиваться особенно по поводу техники. Можно танцевать нелепо, неуклюже и смешно, но главное – делать это естественно. Но ведь есть разница, когда на сцену выходит новичок, пытаясь неуклюже что-то изобразить и за него становится неловко, и когда на базаре танцует египетская простая тетка, так же неуклюже и смешно, но ничего не пытаясь изобразить, являясь просто сама собой, и от нее невозможно оторвать глаз и вы, сами того не замечая, расплываетесь в улыбке до ушей. Как прийти к такому состоянию, как во втором случае? Наверное, могут быть разные рецепты, но мой путь все-таки через технику, то есть через изменение состояния посредством работы с телом. Но сама по себе техника – это не цель, а средство. И заниматься техникой – не значит стремиться к идеальности и выхолощенности, к чистоте и четкости. В случае с египетским стилем – совсем наоборот. Это, в том числе значит – приучать себя к нелепым позам, смешным и кажущимся неуклюжими движениям, к расслабленным стопам, контрастным бедрам, и.т.д. – а это же все тоже в какой-то степени манера. Еще, я вот недавно осознала, чем мы отличаемся от египтян в механике тела и в движениях. Мы бессознательно стремимся к идеальности, такой красивости - как вытянута рука, как натянут носок, спрятана ли пятка. А они неидеальны, но естественны, поэтому их танец такой живой, не театральный, а именно естесственный. Вот это тоже очень трудная вещь – научиться неидеальности, избавится от этого стремления к неживой красоте. Это тоже в какой-то степени манера. Но, как ни странно, это тоже достигается через работу над техникой. В общем, наверное, все-таки – быть естественной, раскрыться, наполнить свой внутренний мир и потом показать его в танце – это самое важное и самое трудное для меня. То есть – творить магию.

Амаль: 5. Вообще с чем вам чаще и сложнее бороться: с собой, с другими танцовщицами на танцполе или вы ни с кем не хотите бороться? Конечно, я ни с кем не хочу бороться, не вижу в этом никакого смысла даже – это не сложнее, это просто бессмысленно и никуда не ведет. Арабский танец – это не спорт, критерии здесь размыты, победы условны, ранжирование субъективно. Труднее всего бороться с собой. Потому что я уже стала просто по-арабски неорганизованной и недисциплинированной. Но поэтому я и не пытаюсь бороться. Я вообще делаю то, что мне доставляет настоящее удовольствие, поэтому я не могу в этом смысле здесь понять и применить слова «трудности» и «бороться». Есть, конечно, какие-то практические трудности. Есть трудности с тем, как это воспринимается, понимается и насколько это мешает другим. Есть трудности с тем, как организовать свое время, потому что хотелось бы успевать больше.

Амаль: 8. Ваше имя постоянно упоминается на украинских форумах. О вас говорят, как ни о ком другом. Но среди этих отзывов есть и негативные. На мой взгляд, это очевидное свидетельство того, что вы стали звездой. Но как вы сами к этому относитесь? В чем могут быть причины такого отношения? Я это переживаю очень болезненно, особенно вначале переживала, это для меня каждый раз было стрессом, пыталась что-то доказывать, оправдываться. Но, в конце концов, что меня всегда утешало – я думала - ну хорошо, я перестану появляться на публике, выступать публично, но я буду все равно заниматься тем, что люблю – буду танцевать, продолжать учиться. Я учиться вообще люблю даже больше, чем выступать на публике. И танцевать в узком кругу тоже больше люблю, мне кажется, я тогда больше раскрываюсь. И в Каир ездить я люблю просто так, просто так брать уроки, дышать этим воздухом. Так что я в любом случае буду счастлива от возможности заниматься тем, что люблю, даже если не буду публичным человеком. Мне друзья говорят, что эти недоброжелатели мол только того и добиваются, чтобы выбить меня из колеи, чтобы я меньше где-то появлялась, чтобы оставила преподавание в школе. Вы знаете, мне жаль этих беспричинно злобствующих людей. Как правило, это люди без имени, ничего не достигшие. И мое счастье в том, что я буду всегда делать то, что делает меня счастливой – а это совсем не публика, не известность, а их беда в том, что они-то не станут счастливее даже в том случае, если добьются своего. Мне искренне их жаль. Я даже готова им помочь, чем могу, потому что это же ужасное положение человека, носящего такое в себе, готового тратить часть своей жизни на склоки, на отслеживание чьей-то жизни, на обсуждение чьей-то жизни. Ведь дело даже доходило до косвенных угроз, до копания в моей личной жизни, до спекуляции на трагедиях, связанных близкими мне людьми. Но, с другой стороны, все это показало мне, сколько у меня друзей, людей, готовых поддержать, защитить, искренне сопереживающих

Амаль: 9. Кто для вас самый строгий критик, судья? Чьим мнением дорожите? Самый строгий критик все-таки я. Потому что все-таки реже всего довольна собой бываю я сама, то есть никогда я не бываю полностью довольна. Даже если я все сделала, как хотела, я недовольна тем, насколько я раскрылась. На самом деле, я всегда искала критику, а именно конструктивные замечания. Я помню, как еще до Каира, я просила Елену Рамазанову, видевшую мое выступление, сказать свои замечания. Она мне сказала тогда две вещи, которые стали для меня ориентирами для работы на ближайшие несколько месяцев. Людей, готовых вас хвалить всегда больше. Мало кто умеет указать на ошибки и важно, чтобы это был авторитетный для тебя человек. Потому я, может быть, так много занималась у Кати Эшты – она всегда очень критична. Катя просто заставила меня ощутить, что я ничего не умею, что надо всему учиться заново. Я была от этого просто в восторге. Это была моя первая поездка, я помню, что я ехала одновременно с девочками, которые пошли брать уроки у другого египетского преподавателя, которая сказала им: «ну, у вас все хорошо, я не знаю, зачем я вам нужна». А я не понимаю, зачем нужен такой преподаватель. Я считаю, преподаватель вообще не должен хвалить, или ровно настолько, чтобы у ученика не опустились руки. Похвалить всегда будет кому. Потом, когда после Кати я брала уроки у Ранды, Сураи и Далилы, мне было даже не по себе из-за того, что они почти не делали замечаний. Я даже их просила – ну скажите что-нибудь, что я делаю не так. Еще один человек, критика которого мне очень помогает – это Даниэлла. Ее критика всегда по делу, кроме того, она очень много знает, мне близок ее вкус и ее ориентиры в танце. И она умеет говорить правду жестко и безапелляционно. Это очень важно. Конечно, как во всех случаях, бывает немного обидно сначала, но я знаю, что ничто не является таким важным и сильным стимулом и источником роста, как критика. От критики Кати мне, например, иногда, даже плакать хотелось сначала, но в итоге я понимала впоследствии, как важна она для меня была. В общем, я могу прислушиваться к мнению любого человека. Но важно, чтобы у меня были общие с этим человеком эстетические ценности и ориентиры и важно, чтобы к этой критике не примешивались никакие другие мотивы. Критика ценна тогда, когда с ее помощью тебе хотят помочь расти, а не когда хотят задеть. Мнение Алены Синельниковой мне важно, мнение Невены, Наташи Груничевой. Взято отсюда: http://vkontakte.ru/topic-10765243_22447525

Амаль: Видео тоже оттуда Балади на кухне

Кошка: Эх, если б каждая домохозяйка так танцевала.....

Амаль: Ну, а что? Как какой-нибудь праздник, так наши женщины ой как пляшут хорошо! выпьют чуть-чуть, разгорячаться- и айда!!! Вот на юбилее была в башкирской компании- все женщины ТАК танцевали, и башкирский танец и цыганочку: любо-дорого посмотреть, все расслабленно и естесственно, с румянцем, эмоциями!!! А как пели!!!!Я в восторге! Наши женщины не хуже арабских!

Катеринка: В Петербурге завершился один из самых крупных фестивалей арабских танцев. В Северную столицу съехались самые известные преподаватели и знатоки белиданса, дабки и других направлений восточной хореографии. Среди участников особое место занимает россиянка Татьяна Федяева, больше известная как Нур. Своими танцами она уже давно покорила Каир. Восточные танцы увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков. Копируя движения Юсри Шерифа, участники мастер-класса осваивают арабскую пластику. Для профессионалов и любителей приезд на фестиваль восточного танца «Нева-Найл» известного хореографа из США просто подарок. Его как педагога знают в том числе и актеры Бродвея. Брали пару уроков, смеется американец египетского происхождения. Его хореография отличается неординарностью и юмором. Шериф и на петербургских занятиях жестами и с улыбкой показывает, каким он видит современный восточный танец. При этом не нарушаются каноны египетского классического стиля. Правда, чары у каждой танцовщицы, как признался Шериф, все равно свои. Юсри Шериф, хореограф: «Это зависит от того, что любит мужчина, для которого танцуют. Кому-то важнее только игра лицом, кому-то важнее только руки, кому-то важнее, чтоб здесь двигался животик. Это зависит от любителя». То, что русские назвали танцем живота, египтяне целомудренно именуют просто восточным танцем. Несмотря на разницу в терминологии, арабы вынуждены признать мастерство северянок. У Шерифа в Петербурге занимается и настоящая звезда Каира — Нур. Нур — это восточный сценический псевдоним Татьяны Федяевой. Ее танец, как отмечают на многих конкурсах, элегантен по манере исполнения и технически сложен. Поэтому участники фестиваля «Нева-Найл» ждали именно ее выступления. Нур покорила каирский истеблишмент. Хотя посещение высокопоставленными гостями заведений, где исполняются танцы, афишировать не принято. Тем не менее известно: мастерство восточной красавицы из Москвы высоко ценят в высшем свете Египта. Нур (Татьяна Федяева), танцовщица: «Меня приглашают на высокопоставленные свадьбы, где я женила практически всех племянников президента. С ним, конечно, я лично не общалась. Для Востока это очень важно, понимаете. Все военные, вся верхушка приглашает танцовщиц. Приглашали не меня лично, а через агентство». На петербургской сцене Нур можно было увидеть вместе с супругом — Яссером. Именно он создал ассоциацию артистов Египта и защитил иностранных танцовщиц, которым запрещали выступать в подобном амплуа. Хотя считается, что научиться такому танцу можно, только зная арабский язык и беря уроки хореографии в Каире. В Петербурге тоже можно освоить тонкое мастерство Востока. Если подобные занятия и не помогут зажечь еще одну звезду восточного танца. То умение создать яркое шоу на арабский манер явно прибавит поклонников среди представителей сильного пола.

Алина Рахимкулова: вот нашла мнение Невены "О египетском беллидансе": Девчонки, я заплатила за программу Дины в каирском отеле Семирамис за вечер 100 долларов. Клянусь, я заплатила бы ЕЩЕ 100, только бы УВИДЕТЬ ДИНУ С КРЫЛЬЯМИ :) или мечом О_О Но, к великому счастью, ни Дина, ни Соррайя, ни Ранда, ни, как оказалось, Катя - этого не делают. Потому что это - бессмысленно и глупо,- махать крыльями - если ВЫ МОЖЕТЕ ТАНЦЕВАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ ЧУВСТВА. Давайте посмотрим правде в лицо - мы пытаемся повторить РУССКИЙ БЕЛЛИДАНС. Русский беллиданс - это прежде всего ШОУ. Это красиво, но это ШОУ - совершенные тела, отточенная техника, техника ради техники и красота ради красоты. Даже не красота - а КРАСИВОСТЬ. ШОУ всегда построено как продукт для быстрого усвоения танца зрительскими желудками - увидел "красивую обертку" - сверкающие крылья, блестящее лезвие меча - все - кажется, вкусно, надо "съесть" и не задуматься. Гораздо труднее воспринимать танцора, у которого главный инструмент - он сам - его опыт и чувства. ПОТОМУ ЧТО В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ ЧУВСТВА В ДРУГОМ - ПРИ ПОМОЩИ ВЕЛИКОЙ СИЛЫ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ, а не при помощи мечей, крыльев и канделябров. Это может быть - аксессуары - но это не должно быть определеляющим в вашем впечатлении от танцора. Я НЕ ЗАЩИЩАЮ КАТЮ - я совсем не знаю ее. Но я планирую с ней познакомиться в июле, потому что я снова еду в Каир и обязательно ее найду. Я хочу позаниматься у нее и посмотреть, как она работает в Каире, чтобы говорить предметно. Но факт: Катя пробовала нести "живое" исскуство танца . ОДНО НЕСОМНЕННО : наш зритель все еще не готов воспринимать ЖИВОЕ ИСКУССТВО - ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ, от сердца к сердцу, от души к душе. Нам по-прежнему НУЖНЫ ДОПИНГИ - в виде крыльев, мечей, канделябров и тряпок (простите за неуважительное отношение к вуали). ПОНИМАЕТЕ , что происходит ??? МЫ ЗАКРЫВАЕМСЯ ИМИ от выражения настоящей глубины, потому что это всегда СТРАШНО - ЧТО ТЕБЯ УВИДЯТ НАСТОЯЩУЮ. Много людей, тысячи глаз. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ? Египтянки этого не боятся.Айда Нур не боится ВЫСОКО поднять свою белую галабею и обнажить РЕАЛЬНО толстые и целлюлитные ноги на концерте в программе САФАА ФАРИДА. Айда там - не первой свежести. НО ОНА ПРЕКРАСНА. Она играет со зрителем, НИЧЕГО НЕ ИМЕЯ В РУКАХ - только танец и чувства. ДАНДАШ не боится на этом же концерте выйти в ЖЕЛТОМ КОСТЮМЕ, открывающее ее студенистое тело ПОСЛЕ РОДОВ. Когда она поворачивается спиной - на попе видны многочисленные ямочки, так костюм обтягивает ее потяжелевшие бедра. У нее волосы - как сухие колосья, они в беспорядке - непослушные и жесткие. У нее - покатая спина и стопа утюгом. НО ОНА ПРЕКРАСНА. У меня ком в горле, когда я смотрю на Дандаш - она говорит с МОЕЙ ДУШОЙ. Так, запросто, БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ. ХАЛЕД МАХМУД - такой живот вообще мужчине иметь НЕПРИЛИЧНО. КАТЯ ПРОСТО ОТДЫХАЕТ - У КАТИ - НАСТОЯЩИЙ ПРЕСС по сравнению с Халедом.А костюмы, которые он себе выбирает??? Они обтягивают его , сжимая со всех боков и выдавливая все, что выдавливать не надо. А его блестящие туфельки под галабеей на сцене? Ну "голубизна" - скажет кто-то, - и будет прав. НО ОН ПРЕКРАСЕН. Он заставляет улыбаться мое сердце.Он дотрагивается ВО МНЕ до чего-то очень важного и детского. И я ему благодарна за это. Египтяне ТАКИЕ.ОНИ ПРИВЫКЛИ ПРОБУЖДАТЬ ЧУВСТВА. Они трогают вас в самой глубине, - ЕСЛИ ВЫ ПОЗВОЛИТЕ - ПРЯМО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС - ДВИЖЕНИЕМ И ВЗГЛЯДОМ, ПРОСТО ТАНЦУЯ ПЕРЕД ВАМИ. Для настоящей искры из зрительской души - РАДИ КОТОРОЙ И ГОРОДИТСЯ ВЕСЬ ЭТОТ ОГОРОД - канделябры, тряпки и мечи вообще не нужны. АВТОР: О египетском беллидансе. (с) Невена Богачева

Инга: Вот, блин, сильно сказано! Тогда до кучи тоже запечатаю отрывок из реальной жизни спецкора Комсомолки Ярославы Таньковой про работу танцовщиц в Шарме и танец арабки из книги "Замуж за араба". Спецкор комсомолки работает танцовщицей в Шарм-Эль-Шейхе. Место по рассказу типа Заза-Панорама. Разговор между Ярославой и танурщиком Мухаммедом: "Впервые он заговорил о моем мастерстве в этот вечер. - Ты талантливая, но тебе надо учиться, - внезапно, глядя мимо меня на полыхающий искусственный факел, заявил Мухаммед.-Хочешь посмотреть настоящий танец живота? - А у меня что, не настоящий? - возмущенно дергаюсь я. - Нет, у тебя шоу-танец, такой принято танцевать для гостей, -спокойно ставит меня на место Мухаммед. - А хочешь посмотреть как танцуют арабские женщины для своих? В получасе езды отсюда есть одно кафе, куда не ходят гости. Оно принадлежит моему отцу, поэтому можешь не бояться - тебя никто не обидит. Там отдыхают только арабские мужчины. Обеспеченные мужчины... И лучшие арабские танцовщицы развлекают их. Слова Мухаммеда казались выписанными из сказки "Тысяча и одна ночь": тайное место, арабские богачи, танцовщицы... А главное - магическое определение "для своих"... И я в сопровождении Мухаммеда отправилась в таинственное место, где настоящие арабские танцовщицы исполняют беллидэнс для своих. Маленький отель на второй линии от моря. То ли необитаемый, то ли просто спящий. Охрана, обнимающая Мухаммеда как своего. Лестница на цокольный этаж, тяжелые двери... А за ними - полутемный зал, затянутый сизым сигаретным дымом. Как ни странно, нет кальянов. Все курят сигареты, и сквозь запах никотина просачивается сладкий шлейф анаши. Публика осень разношерстная, но все мужчины. Одни в европейских костюмах, другие - в джинсах и рубашках, третьи - в бедуинских балахонах и чалмах. На меня почти никто не обращает внимания, из чего делаю вывод, что публика здесь действительно обеспеченная, потому что сытая. А сытый мужчина - большая редкость в Египте. Вместо сцены небольшой огороженный танцпол, раскрашенный в зеленые разводы задник. Завывает арабская фонограмма. Все жуют орешки, пьют чай, курят и ждут. - Здесь представление начинается очень поздно, когда туристический бизнес затихает, - говорит мне на ухо Мухаммед. - Сейчас придут танцовщицы и ты увидишь... После этого он переключается на встреченных здесь и уже подсевших к нашему столику гостей, а я остаюсь тоскливо глотать табачный дым наедине с собой. Господи, как же бесит все-таки эта мужская привычка беседовать меж собой когда женщина скучает. Как будто так и надо! Официанты ставят передо мной пиалу и чайник чая, по столу - тарелочки с солеными печеньями, орешками и какой-то закуской. Наконец по толпе пробегает шепоток - сквозь зал, улыбаясь и перекидываясь с гостями репликами, торопливо проплывает небольшого роста толстуха со смоляными длинными волосами. - Вот! - оживляется Мухаммед. - Это Заира - одна из лучших танцовщиц Египта! - Ты еще недавно так говорил про Алию... - усмехаюсь я. - Девочка моя, Алия, как и ты, шоу-танцовщица, - снисходительным тоном поправляет меня Мухаммед. - А эта женщина танцует на мужских сердцах! Через несколько минут у задника вырастает арабский джаз-банд. Те же четыре музыканта, что и в обычном джаз-бэнде, только с арабскими инструментами, в основном с барабанами, дудками, бубнами... И с дядькой с микрофоном, который совмещает в себе роли певца, продюсера и конферансье. Оглушительно рассыпаются барабаны, взвывает дудка, и на сцену выскакиваетта самая толстуха, но уже в костюме для танца. Верхняя и нижняя части костюма соединены еле видной, телесного цвета сеточкой - реверанс мусульманским обычаям (голый живот в общественных местах по религиозным нормам запрещен). И начинается танец... Ее танец действительно не был похож на то, что танцую я и многие арабские танцовщицы. То есть движения вроде бы те, но смысл и исполнение совсем другое. Она не столько танцевала, сколько показывала, как играет ее тело. Именно ИГРАЕТ! Ее складки на боках, большой капелевидный живот, тугая задница и огромная грудь не тряслись и не подпрыгивали, они переливались из одной фигуры в другу, как в калейдоскопе. Дрожание тела было столь мелким и частым, что больше напоминало эффект расплывающихся контуров в мареве горячего воздуха. Ее тело одновременно дрожало, извивалось и подскакивало. Пока грудь делала одно, бедра исполняли совершенно другое, двигаясь в одном ритме, но с разной скоростью. То и дело певец с микрофоном прекращал петь и начинал по-арабски призывать зрителей одарить девушку, которая так для них старается. И тогда какой-нибудь из гостей выходил на сцену и по одной бросал над головой Заиры купюры. Эти выходы тоже своеобразное представление. Именно в этот момент мужчины хвастались друг перед другом своей реальной силой - богатством. В тот вечер самым дорогим гостем во всех смыслах этого слова оказался толстый араб в белом бурнусе, чалме, с ярко-розовыми четками. Он вышел в середине танца Заиры, достал из складок балахона толстую пачку денег и, не торопясь, под музыку кидал их на голову танцовщицы в течение нескольких минут. Зал восхищенно охал, а он стоял, торжественный и серьезный, пототму что это было не просто исполнение обычая, это был его номер, ничуть не менее интересный и важный, чем танец самой Заиры. Последнюю денежку он лизнул и приклеил ей на лоб. - Фу! - сморщила я нос. - Это знак высшего признания, - не заметив моей реакции, пояснил Мухаммед. Заира не танцевала всю мелодию целиком, как это принято на шоу. Протанцевав пару минут безостановочно, она задерживалась то на одном, то на другом конце танцпола и исполняла короткие, как бы личные танцы для гостей, сидящих вокруг, а они направляли ее подсказками. - Они просят ее станцевать животом, или бедром, или грудью... Кто чем, - объяснил мне Мухаммед. - И чем лучше она исполнит, тем больше потом денег даст заказавший движение гость. Заира исполняла просьбы, переговариваясь и лукаво улыбаясь, украшая и добавляя заказанное другими танцевальными элементами по своему вкусу. То и дело араб с микрофоном бросал петь и уговаривал зрителей озолотить девушку. И на Заиру осыпались новые и новые фонтанчики купюр. Выглядело это гораздо красивее, чем пошлая, высосанная из куцых традиций стриптиза привычка совать в лифчик танцовщице. Когда я рассказала об этом Мухаммеду, он только пожал плечами: "В истории арабского танца такого никогда не было. Трогать танцовщицу запрещено, она же не проститутка. Думаю, это только ваши, русские традиции". Кстати, сама Заира к деньгам даже не притрагивалась. Их собирал зазывала с микрофоном. - А он потом их все себе заберет? - Нет. Деньги делятся между ним, танцовщицей и музыкантами. Музыкантам поменьше, ему с танцовщицей побольше. У него тоже работа непростая. Особый шик в ней - постараться все говорить стихами, как бы продолжая петь песню. Конечно, при желании он может часть денег просто зажат, но это в конце концов выясниться, и танцовщица не будет с ним работать. С кем-то Заира заигрывала больше, с кем-то меньше, и было видно, что совсем не боялась. - А ее потом особо возбужденные зрители на куски не порвут? - наконец очнулась я. - Не-е-е! - засмеялся Мухаммед. - Здесь же люди серьезные , если они захотят, она сама к ним приедет. Ее танец не был только тягучим или страстным. Она то перетекала, то резко подскакивала и делала по сцене несколько обычных, вполне будничных шагов, и вдруг на кокой-то точке снова вплывала в новое движение, и было непонятно, то ли музыканты слушались ее тела, то ли она слышала мелодию каждой порой своей смуглой кожи. - Посмотри , она тацует не красиво, не как учат, а ВКУСНО! Это потому, что она танцует сердцем арабской женщины, - сказал мне на ухо Мухаммед, пытаясь перекричать барабаны. А я сидела, загипнотизированная Заириным телом, и с завистью понимала, что даже если наберу недостающие до ее комплекции тридцать-сорок килограммов, я не смогу танцевать, как она. Не потому, что не умею танцевать. А потому, что во мне бьется не худшее, но другое, увы, видимо, более прохладное, европейское сердце."

Катеринка: Вот интересно - журналистка даже толком не понимает от чего мы страдаем (я имею ввиду как страдаем мы, европейки, от того, что мы не можем передать все по арабски), она не знает чем отличается европейское исполнение от арабского, она не изучает это долго и глубоко как и мы. Но все равно она увидела, почувствовала ЧЕМ отличается ИХ ТАНЕЦ!!!!!

Амаль: Инга Замечательная статья!! Я прям увидела танцовщицу

Алина Рахимкулова: а мы читали уже эту книгу и я конкретно хотела найти эту Заиру в Шарме если она не выдуманный персонаж,кншна.спрашивала-никто не знает...



полная версия страницы